Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:26 

Habent sua fata libelli

Свободный мыслитель
К 100-летию Л. Н. Гумилёва


Сборы сведений. Постановка задачи. Десятилетия поисков решения. Годы за письменным столом. Объяснения с рецензентами. Борьба с редактором. И вдруг всё впустую – книга неинтересна! Она лежит в библиотеках… и её никто не берёт. Значит, жизнь прошла даром. Это так страшно, что необходимо принять все меры для избежания такого результата.
Л. Н. Гумилёв «Этногенез и биосфера Земли».

Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992) был, вероятно, одним из самых выдающихся историков XX века, разработавшим собственную оригинальную и цельную историософскую концепцию. Эта концепция, естественно, сильно отличалась от той, которая именовалась в Советском Союзе историческим материализмом и была важнейшей частью советской государственной идеологии, насаждавшейся принудительным путём через властные и партийные органы. Гумилёв, живший и работавший в Советском Союзе и лишённый возможности открыто и публично исповедовать свои историософские взгляды, делал это «подспудно» в своих конкретно-исторических книгах - «Хунну» (1960), «Поиски вымышленного царства» (1970), «Хунны в Китае» (1974) и др. Книги эти пользовались огромной популярностью среди советской интеллигенции, истосковавшейся за время господства «единственно верной» марксистско-ленинской идеологии по «свежей» гуманитарной мысли.

В 1973 г. Гумилёв попытался защитить свою общую концепцию в качестве диссертации на звание доктора географических наук под названием «Этногенез и биосфера Земли», однако ВАК отказал ему в присуждении степени. Опубликовать диссертацию в виде книги тоже не удалось: ни одно советское издательство эту книгу к публикации не приняло. Тогда было решено депонировать книгу в ВИНИТИ в виде рукописи. Был тогда в Советском Союзе такой способ «полуиздания» произведений научной литературы: рукопись (т. е. машинопись) по решению какого-либо института направлялась в ВИНИТИ (Всесоюзный Институт Научно-Техничекой Информации), где она должна была вечно храниться, а всякий желающий, оформив заявку по специальному образцу, мог получить ксерокопию этой рукописи по почте наложенным платежом. К такому способу издания предъявлялись гораздо менее жёсткие требования в отношении внешнего рецензирования, чем к публикации путём «высокой печати», и в 1979 г. Гумилёву удалось добиться, чтобы Ленинградский университет рекомендовал ВИНИТИ «Этногенез и биосферу Земли» для депонирования.

Количество заявок на ксерокопии книги Гумилёва, поступивших в ВИНИТИ, очень быстро превысило тираж, который предполагался для неё при «нормальном» издании. «Наверху» спохватились, ЛГУ «получил по шапке», и ВИНИТИ был дан сигнал прекратить ксерокопирование книги Гумилёва по заявкам. Говорили, однако, что в те времена (в начале 80-ых годов прошлого века) можно было приобрести ксерокопию «Этногенеза и биосферы Земли» нелегальным путём. Надо было подойти к воротам ПИКа ВИНИТИ (Производственно-издательского комбината, находившегося в Люберцах), и через некоторое время из ворот выходил человек и спрашивал: «Что, Гумилёв нужен?». В случае положительного ответа этот человек брал у пришедшего известную сумму денег и вскоре выносил желанную ксерокопию.

Начало Перестройки было ознаменовано появлением возможности публиковать всё, что имеет спрос. В 1989 г. книга Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли» была издана издательством ЛГУ. С тех пор она выдержала 11 изданий.

Недавно, вынося мусорное ведро на помойку, я обнаружил рядом с контейнерами гору книг. По-видимому, кто-то выбросил чью-то библиотеку (скорее всего, библиотеку покойника, ибо вряд ли кто-нибудь станет выбрасывать на помойку книги, которые сам собирал). Покопавшись в этих книгах, я обнаружил среди них и «Этногенез» Гумилёва. Я никогда особенно не интересовался историософией, но всё же, главным образом, из уважения к былой «славе» этой книги принёс её домой. Жена сказала, что такая книга у нас уже есть (я больше 10 лет тому назад въехал в квартиру своей жены, но до сих пор мои знания о том, что в этой квартире есть и чего в ней нет, остаются неполными), но согласилась, что относить её обратно на помойку не стоит. Мы решили отвезти её на дачу.

Очевидно, латинская поговорка “Sic transit gloria mundi” имеет отношение как к орто-, так и к парадоксальному миру.

URL
   

Строматы

главная