Свободный мыслитель
Прошло полгода с последней записи в моём дневнике, и, стало быть, настало время поместить что-нибудь новое, дабы дневник не списали в архив. Однако никаких особенно важных новых текстов за эти полгода у меня не появилось. Поэтому помещаю тезисы доклада, который я делал в позапрошлом году на конференции "Предельные вопросы", проходившей в рамках традиционных "Дней петербургской философии" осенью 2011 года. В этом докладе я пытался выразить суть своего мировоззрения (философии). Понятное дело, что в тексте, звучащем в течение 15 минут (и, тем более, занимающем 1 печатную страницу) сделать это очень трудно. Поэтому нижеследующий текст неизбежно страдает лапидарностью и схематичностью. Читателям его следует иметь в виду. что весь он представляет собой лишь список тезисов, каждый из которых может (и должен) быть развёрнут в более или менее пространное повествование.

Алексей Владимирович Гоманьков, доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН

gomankov@mail.ru

Идея творения и триалистическая онтология как основа христианской метафизики.


Категорическое противопоставление твари и Творца восходит к древнейшей традиции иудаизма и из неё переходит в христианское мировоззрение. В философии начало традиции, утверждающей двойственность сущего, обычно связывается с именем Р. Декарта. Отчётливое и сознательное объединение этих двух традиций в некоей «христианской онтологии» было осуществлено протоиереем В. Зеньковским («Основы христианской философии»).

Бог сотворил (привёл от небытия к бытию) мир. Мир (в отличие от Бога) имеет «временнýю составляющую»: в нём протекают процессы, координации которых образуют различные времена. По крайней мере, одно из времён было сотворено вместе с миром; поэтому можно говорить, что мир существует во времени. Само творение также не было мгновенным актом, а было процессом, растянутым во времени. Бог сотворил весь мир не сразу, а творил его постепенно. При этом из ничего (creatio ex nihilo) Бог сотворил лишь какие-то начальные и очень простые формы материи, а всё остальное творил "из чего-то", что уже было сотворено раньше. Кроме того этот процесс творения имел форму эволюции, т. е. был достаточно медленным (по нашим человеческим меркам - очень медленным) и необратимым. Следы этого процесса наблюдают учёные-естествоиспытатели (астрономы, геологи, палеонтологи) и описывают его под названием эволюции Вселенной.

В конце процесса творения Бог сотворил человека. Человек в отличие от всей остальной твари был задуман и сотворён Богом как Его друг и в силу этого является существом двусоставным: у него есть вполне материальное тело, которое роднит его со всем остальным материальным миром и нематериальная душа, которая роднит его с Богом. Таким образом, человек – это третий «модус бытия» (наряду с Богом и миром). Каждый из этих «модусов» может быть в каком-то смысле противопоставлен двум другим: Бог – миру и человеку как Творец – твари, мир – Богу и человеку как материя – духу, человек – Богу и миру как познающий познаваемому.

Более конкретно черты богоподобия (и отличия от остального материального мира) в человеке проявляются в наличии бессмертия и свободной воли. Первоначально бессмертие касалось не только души человека, но также и его тела. Кроме того, человек находился в гармонии с окружавшей его природой, ему было хорошо в "хорошем весьма" (Быт. I, 31) Божьем мире. Это состояние блаженства первобытных людей обычно называется раем. Но через некоторое время (вероятно, довольно короткое) после того, как человек был сотворён, он, воспользовавшись своей свободной волей, отпал от Бога, нарушил Его заповедь, т. е. не захотел быть Его другом. Это событие обычно и называется грехопадением. Оно имело два важных материальных следствия. 1)Тело человека стало смертным. 2)Человек вошёл в антагонизм с окружающей его природой, он стал вынужден бороться с ней за своё существование, переделывать её "под себя"; природа же, со своей стороны, сопротивляется этому насилующему действию человека, "мстит" ему и "стенает и мучается доныне" (Рим. VIII, 22).