19:00 

История и вечность

Свободный мыслитель
На сей раз помещаю книжку "История и вечность". Это сборник, составленный из моих статей, отчасти вообще не изданных, отчасти изданных в Самиздате, отчасти изданных в редких и малодоступных изданиях. Сборник был составлен моими друзьями и издан тиражом 2 экземпляра.


Алексей Гоманьков






История и Вечность


Сборник статей



Санкт-Петербург
2008












Ответственный редактор А. В. Никитина
Техническое обеспечение А. В. Никитин
Компьютерный консультант А. В. Никитин

В оформлении обложки использована работа художника Е. Б. Лоскутова «Сотворение мира»











В статьях ученого-палеонтолога Алексея Владимировича Гоманькова талантливо и с большой ответственностью рассматриваются вопросы, интересующие не только людей верующих, но и всех, кто ищет истину в вопросах мироздания.







© А. В. Гоманьков, 2008 (текст)
© А. В. Никитина, 2008 (оформление)


СОДЕРЖАНИЕ

Книга Бытия и теория эволюции………………………………………………………........….………..5
Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании……………………………..….....………12
Священная история как наука и идеология…………………………………..……..……….………...22
Битва в пути (креационизм и естествознание)…………………………………….…..……..………..26
Аврелий Августин – богослов, философ, темпоролог…………………………..…….….……….….43
Идеи номогенеза в творениях св. блаженного Августина…………………...……….……………....47
Заметки о христианской культуре………………………………………...………….…………….…..53
Календарная проблема………………………………….…………..……….………….……………….65
Православная сотериология англиканского писателя.…………………………………….…………..70

КНИГА БЫТИЯ И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ [1]

I

Вероятно, ни одна научная теория (за исключением, быть может, гелиоцентрической теории Коперника) не вызывала такого большого числа яростных возражений со стороны «ревнителей» христианского учения, как теория эволюции. Хотя зарождение идей об эволюции органического мира можно усмотреть еще у античных мыслителей, существенный прогресс в доказательстве ее существования, а также выяснения ее механизмов справедливо связывают с трудами Чарлза Дарвина, появившимися в середине прошлого века. Труды Дарвина сразу же привлекли к себе внимание очень многочисленной публики (причем не только научной) и вызвали оживленную дискуссию, предметом которой, как казалось ее участникам, был сам факт существования эволюции организмов. Противники теории Дарвина полагали, что эта теория противоречит христианскому учению, согласно которому весь идимый мир, и в том числе все животные и растения, сотворен Богом. Поэтому их учение получило название креационизма – от латинского слова creatio, что значит творение или создание.

Чарльз Даврин

Креационисты существуют и в наше время, а в последние десятилетия их деятельность особенно оживилась: сначала - в ряде зарубежных стран, а затем и в России. Они имеют свои собственные институты и учебные заведения, выступают с публичными лекциями, издают литературу. И если в Австралии, например, вопрос о преподавании креационизма в средней школе только обсуждается, то у нас в православных гимназиях его уже вовсю преподают. Вот что пишет, например, директор одной из таких гимназий: «На уроках биологии в соответствии с государственной программой мы знакомим учащихся с материалистическим взглядом на происхождение мира и человека. В то же время мы сообщаем им и последние научные данные (интересно бы узнать, какие. - А. Г.), которые не оставляют практически никаких сомнений в несостоятельности эволюционистской теории» (Бузин, 1997, стр. 26). Вышедшая недавно книга священника Тимофея (1998) «Правосланое мировззрение и современное естествознание» имеет на титульном листе подзаголовки «Уроки креационной науки в старших классах средней школы» и «Пособие для учителей и учащихся». Нет сомнения, что употребление слова православное в названии книги, а также священный сан, которым обладает ее автор, привлекукт к ней внимание учащих и учащихся членов Православной Церкви и сделают ее автроитетным источником по проблемам естествознания и христианскому отношению к ним.

Вместе с тем следует помнить, что сторонники теории эволюции никогда не акцентировали внимания на том кажущемся противоречии с христианской идеей творения, о котором говорили креационисты. Более того, среди эволюционистов было немало глубоко верующих людей, а сам Дарвин был церковным старостой. Однако они всегда стремились свести дискуссию с креационистами в чисто научную плоскость, и надо сказать, что в основном им это удалось. Креационисты приняли эти «правила игры» и сейчас стремятся привлекать научные данные для своей критики эволюционной теории (так называемый «научный креационизм»), но они не скрывали и не скрывают, что эта критика имеет своим источником Священное Писание и в первую очередь, конечно, повествование о творении мира и человека, изложенное в первых двух главах книги Бытия.

Для всякого читателя книги Бытия, однако, очевидно, что в этих главах речь идет как раз о становлении, изменении, то есть об эволюции Космоса, и в том числе органического мира Земли, вплоть до появления человека. С другой стороны, сторонники эволюционизма никогда не настаивали (и до сих пор не настаивают) на существенном изменении этого мира после появления человека. Спор, таким образом, шел на самом деле не о самом факте существования эволюции, как думали его участники, а лишь о том, сколько времени продолжался этот процесс. Антидарвинисты считали, что шесть «дней» творения, о которых идет речь в книге Бытия, - ничтожно малый срок (равный чуть ли не шести астрономическим суткам, хотя о каких астрономических сутках можно говорить в отсутствие Солнца, которое было сотворено лишь на четвертый день?) и им можно пренебречь по сравнению с длительностью последующей истории человечества. Бог, по их мнению, очень быстро, почти мгновенно сотворил мир, который после этого оставался неизменным на протяжении многих тысяч лет. Дарвинисты же, напротив, настаивали на существенно более длительном по сравнению с человеческой историей становлении органического мира. И хотя представления ученых о возрасте Земли в XIX веке были еще очень туманны (в книге американского геолога А. Грэбо «Принципы стратиграфии», вышедшей уже в 1932 г. (Graubau, 1932) , приводятся еще различные оценки возаста Земли с разбросом от 48 миллионов до 7 миллиардов лет), все же считалось, что в любом случае именно сроком, прошедшим после появления человека, можно пренебречь по сравнению с длительностью предшествовавшей ему органической эволюции.

Середина XX века была временем бурного развития так называемых методов абсолютной геохронологии, основанных на радиоактивном распаде некоторых химических элементов и призванных давать оценку возраста тех или иных геологических объектов. По данным этих методов, возраст Земли сейчас оценивается примерно в 4,8 млрд. лет, зарождение жизни относится ко времени около 3,7 млрд. лет, а появление человека (Homo sapiens) - ко времени около 300 тыс. лет назад. Конечно методы абсолютной геохронологии, как и всякие научные методы, не свободны от ошибок и неточностей. Тем не менее сейчас уже практически никто не сомневается в том, что порядок приведенных цифр определен верно. Сами цифры могут в будущем уточняться, но вряд ли эти изменения будут большими по сравнению с самими цифрами.

Таким образом, «в чисто научной плоскости» победителями в споре о факте (а точнее, о длительности) эволюции следует считать все же эволюционистов. Мы должны признать, что мир живых организмов возник не мгновенно, а постепенно (по Библии - в течение четырех «дней» творения - 3-го, 4-го, 5-го и 6-го) и что процесс этот был очень длительным - продолжался в десятки тысяч раз дольше, чем вся история человечества. Так что «дни» творения, о которых идет речь в книге Бытия (во всяком случае 3-й, 4-й, 5-й и 6-й), - это никак не «дни» в нашем обычном понимании (астрономические сутки). Ясно, что они соответствуют каким-то значительно бóльшим промежуткам времени. В прочем, это было ясно и тем читателям книги Бытия, которые жили задолго до появления методов абсолютной геохронологии: У Господа одни день как тысяча лет, и тысяча лет, как один день, - пишет Апостол (2 Петр. 3; 8).

II

Другой вопрос, который активно обсуждался и обсуждается между сторонниками и противниками теории эволюции, - это вопрос о механизмах или движущих силах эволюционного процесса, приведшего в конце концов к тому разнообразию живых организмов, которое мы ныне можем наблюдать вокруг себя. Вот что говорит, например, один из ведущих креационистов современности, диретор Института по изучению мироздания в США доктор Дуайн Гиш (его диалог с известным биологом и писателем-фантастом Айзеком Азимовым был опубликован в американском журнале «Sience Digest» и в русском переводе - в журнале «Наука и религия»): «Говоря по большому счету, есть всего два ответа на вопрос о происхождении Вселенной и населяющих ее живых существ. Верно одно из двух: либо мироздание образовалось в ходе механического процесса естественной эволюции, либо было сотворено сверхъестественным образом» (Гиш, Азимов, 1991, стр. 16).

Задумаемся, однако, действительно ли это так.

Мир, в котором мы живем и который видим вокруг себя, полон различными событиями. Многие из них имеют свои естественные причины, как бы вытекают из других событий: дерево сломалось, потому что дул сильный ветер; каша подгорела, потому что долго стояла на сильном огне; котенок существует (бегает, ест, спит, мяукает) потому что его родила кошка, и т. д. Собственно говоря, само понятие причины возникло у людей в результате наблюдения за этим «вытеканием» одного события из другого. Но вместе с этим наблюдением и признанием естественных причин мы верим и в существование Всемогущего Бога, Который, с одной стороны, существует вне нашего видимого мира, а с другой - не абсолютно чужд ему, но управляет им, заботится или, выражаясь церковным языком, промышляет о нем. Вот, например, как описывает псалмопевец Давид присутствие Божие в самых, казалось бы, «естественных» явлениях природы:

Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю... Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил... Он сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад... Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся (Пс. 103, 5 - 9, 13 - 16, 19, 32).

Мы знаем и веруем, что величайшее дело спасения человечества было осуществлено Богом через воплощение: Бог Сам стал подобным нам Человеком, ходил по нашей земле, говорил с нами на понятном для нас языке, ел и пил перед нами. Мы могли Его видеть, слышать, осязать. Даже совершая чудеса, то есть, казалось бы, самые необъяснимые и сверхъестественные явления, Он нередко прибегал к самым простым материальным средствам. Например, для исцеления слепорожденного помазал ему глаза Своей слюной и послал его умыться в купальне Силоам (Ин. 9, 6 - 7).

Все это говорит о том, что между естественными и сверхъестественными причинами событий нет непроходимой пропасти, что промышление Божие о мире совершается не вопреки «естественному ходу вещей», а именно благодаря ему и через него. Причинно-следственные отношения мира и Бога можно уподобить отношению между автомобилем и водителем. Конечно, автомобиль имеет свое собственное устройство и функционирует по своим собственным законам. Но только водитель определяет, когда, куда и с какой скоростью будет данный автомобиль двигаться. Что (или кто?) является причиной того, что автомобиль переместился, скажем, из пункта A в пункт B? Можно считать, что эта причина - сгорание топлива в двигателе и превращение выделившейся при этом энергии в энергию вращения колес. Но с не меньшим основанием можно в качестве этой причины рассматривать волю водителея, который завел автомобиль и направил его из пункта A именно в пункт B, а не куда-нибудь в другое место.

Но вернемся к теории эволюции. В настоящее время у ученых нет единодушного мнения относительно механизмов и форм протекания эволюционного процесса. Существует довольно много различных эволюционных теорий, в разной степени обоснованных и пользующихся различной популярностью среди биологов. Наиболее широко распространенной является так называемая синтетическая теория эволюции, созданная в 40 - 50-х годах XX века, в рамках которой был осуществлен синтез теории Дарвина с достижениями генетики. В соответствии с этой теорией первичными фактами, обеспечивающими эволюцию органического мира, являются мутации - случайные изменения в молекулах ДНК, хранящих наследственную информацию того или иного организма. Мутации передаются по наследству от предка к потомку и выражаются в изменениях фенотипа - внешнего вида организма, его физиологических функций или характера его поведения. Возникшие таким образом мутанты подвергаются действию естественного отбора: некоторые из них оказываются нежизнеспособными и погибают, не оставив потомства. Естественный отбор носит вероятностный характер, поэтому он не абсолютно жестко определяет существование или гибель всех мутантов определенного типа, а лишь обусловливает определенную частоту их встречаемости. Изменение частот встречаемости различных мутатнтов, вызванное изменениями условий среды их обитания, приводит к образованию видов (а также всех более крупных групп организмов: родов, семейств и т. д.). Особенно сильные изменения среды могут приводить к вымиранию тех или иных групп.

Очень важно, что мутации представляют собой случайные события. Поскольку, как мы говорили, Бог участвует в жизни мира, как-то влияет на него, то в мире должны существовать какие-то «точки приложения» Божественной воли («органы управления», если пользоваться нашей аналогией с автомобилем), события, отражающие это Божественное вмешательство или промыслительное воздействие, имеющие его причиной своего существования. Как будут выглядеть эти «точки приложения» для наблюдателя «изнутри мира», то есть наблюдающего и описывающего только естественные причины явлений? Очевидно, как явления, не имеющие причин (естественных), то есть случайные. Таким образом, мы видим, что синтетическая теория эволюции, полагающая случайные события в основу эволюционного процесса, находится в полном соответсвтии с представлениями о том, что органический мир сотворен Богом, а противопоставление идей эволюции и творения, на котором настаивают креационисты, - не более чем недоразумение.


III

Если говорить о конкретных путях эволюционного процесса, то по современным палеонтологическим данным в самых общих чертах картина эволюции может быть представлена следующим образом.

Первыми живыми организмами на Земле были прокариоты: бактерии и цианобионты (раньше и тех, и других относили к царству растений, а сейчас выделяют в два самостоятельных царства). Бактерии появляются в геологической летописи немного раньше цианобионтов, но это может быть связано с неполнотой наших знаний, а не с действительным ходом эволюции. Примерно 1,8 млрд. лет назад появились первые эвкариоты - одноклеточные организмы из царства протистов. Древнейшие достоверные находки многоклеточных растений (красных водорослей) имеют возраст около 1,2 млрд. лет, а многоклеточных животных (морских беспозвоночных) и грибов - 0,7 млрд. лет. Первые примитивные позвоночные появились примерно 520 млн. лет назад, а первые настоящие рыбы - 420 млн. Чуть раньше - около 430 млн. лет назад - возникли высшие растения. Обычно считается, что первые высшие растения были вместе с тем и первыми сухопутными растениями, однако не исключено, что до их возникновения суша была заселена водорослями. Во всяком случае, древнейшие следы наземных беспозвоночных животных имеют более древний возраст, чем первые высшие растения, - примерно 450 млн. лет. Первые высшие растения были травянистыми (не более полуметра высотой) и споровыми - они размножались спорами, как современные папоротники и мхи. Первые деревья (тоже споровые) появились на Земле около 380 млн. лет назад. Примерно в то же время начался выход на сушу позвоночных животных - возникли первые земноводные, а немного позже - примерно 370 млн. лет назад - возникли голосеменные растения, размножающиеся настоящими семенами. Первые голосеменные были также травянистыми растениями, вероятно, лазающими или ползающими. Древовидные голосеменные появились примерно 360 млн. лет назад и во всей последующей истории вплоть до настоящего времени, видимо, доминировали в этой группе растений. Приблизительно одновременно с древовидными голосеменными возникли крылатые насекомые – первые обитатели воздушной стихии. Пресмыкающиеся появились около 350 млн. лет, а первые примитивные млекопитающие и птицы - около 230 млн. лет назад. Примерно 150 млн. лет назад возникли первые покрытосеменные (скорее всего, древовидные) - растения, производящие цветы и плоды и ныне составляющие основную часть растительного покрова Земли. Человек, как мы уже отмечали, по палеонтологическим меркам - очень молодой вид: ему всего лишь 300 тыс. лет.

Ландшафт девонского периода с древнейшими высшими растениями

Если попытаться сравнить эту картину эволюции с тем, как она описывается в Библии, то здесь мы сталкиваемся с большими трудностями из-за различий между современным научным языком и тем языком, на котором написана Библия. Определенные группы живых организмов сейчас часто выделяются и получают названия на основании тончайших признаков внутреннего строения (например, надцарства прокариот и эвкариот различаются по таком признаку, как отсутствие или наличие клеточного ядра). А пророк Моисей писал книгу Бытия в первую очередь для своих современников, конечно, не владевших нынешними сверхдетальными анатомическими методами. Поэтому для него первостепенное значение имел внешний вид и образ жизни живых существ, о которых он писал. Ясно, что при столь различных подходах к «классификации» организмов очень трудно установить соответствия между понятиями, используемыми в каждом случае.

Ландшафт каменноугольного периода

Развитие палеонтологии привело к открытию в сравнительно недавнее время дотоле неизвестных целиком вымерших групп организмов, не похожих ни на что ныне живущее. Сюда можно отнести, например, прогимноспермы - растения, сочетавшие в себе признаки примитивных папоротников и голосеменных, или дицинодонтов – странных пресмыкающихся с длинными клыками.


Прогимноспермы – тетраксилоптерис (слева) и археоптерис


Дицинодонт

Естественно, для обозначения таких групп были придуманы новые названия - слова, которых до этого не было ни в одном человеческом языке, в том числе и древнееврейском (языке, на котором написана книга Бытия), и возникает очень трудный вопрос: как Моисей назвал бы эти полностью вымершие группы организмов, если бы он знал о их существовании?

На подобные языковые проблемы мы наталкиваемся на каждом шагу при попытке соотнести описание органической эволюции, даваемое современной палеонтологией, с тем описанием, которое дал Моисей. Так в I-й главе книги Бытия (ст. 11 - 13) читаем: И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле». И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Здесь прежде всего непонятно, можно ли включать водоросли, бактерии и цианобионты в понятие зелень, или же в приведенном отрывке говорится о возникновении только высших растений. Сходным образом не ясно, следует ли под деревом плодовитым понимать только древовидные покрытосеменные, а под травой, сеющей семя, – травянистые семенные растения, или же в эти понятия следует включать и высшие споровые растения - древовидные и травянистые соответственно. При первом варианте истолкования возникает противоречие с палеонтологической летописью, согласно которой, как мы видели, покрытосеменные появились позже чуть ли не всех других групп организмов.

Не вполне однозначно также толкование библейского текста, относящегося к 5-му и 6-му «дням» творения (Быт. 1, 20 - 27, 31): И сказал Бог: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной». (И стало так). И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле», И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Русским словом пресмыкающиеся здесь (ст. 20, 21) переведено еврейское шерец, которое означало не только пресмыкающихся в современном зоологическом смысле (рептилий), но также рыб и других водных животных, а словом рыбы (ст. 21) - еврейское танниним, также охватывающее всех крупных водных животных - больших рыб, китов, крокодилов и т. п. Аналогично в библейское понятие птицы (ст. 20 - 22), возможно, следует включать не только птиц в нашем современном понимании, но вообще всех обитателей воздушной стихии, в том числе и крылатых насекомых.

Остается не вполне понятным соотношение между пресмыкающимися, сотворенными на 5-й день, и гадами, сотворенными на 6-й день. Судя по тому, что пресмыкающиеся в библейском тексте устойчиво ассоциируют с водной стихией, а гады именуются земными, под пресмыкающимися следует понимать исключительно водных животных, а под гадами - сухопутных рептилий и, возможно, земноводных. При этом, однако, возникает противоречие с палеонтологическими данными, согласно которым сухопутные рептилии (а тем более земноводные) появились заведомо раньше птиц. Это противоречие сохраняется, даже если в понятие птицы включать крылатых насекомых, появившихся раньше рептилий, поскольку в этом случае к гадам логично отнести также наземных беспозвоночных, которые возникли еще раньше, чем крылатые насекомые.

Сотворение мира, день пятый (Монреале, мозаика собора, XII в.)

В целом периодизацию органической эволюции по книге Бытия можно, вероятно, представить в следующем виде:
3-й «день» творения - растения;
4-й «день» творения - небесные светила;
5-й «день» творения - водные позвоночные и птицы;
6-й «день» творения - наземные позвоночные и человек.

По палеонтологическим же данным, хотя общая последовательность появления перечисленных групп организмов примерно та же самая (единственное исключение: птицы появились позже наземных позвоночных), но формировались эти группы в значительной мере параллельно и одновременно. Другими словами, библейское описание возникновения органического мира выглядит даже более эволюционно, чем палеонтологическое, и остается только удивляться, как можно было противопоставлять это описание признанию самого факта эволюции.

Таким образом, подводя итоги сравнению описания эволюционного процесса в книге Бытия и в современной палеонтологии, можно отметить как ряд совпадений (растения возникли раньше животных; водные животные возникли раньше сухопутных; человек возник в последнюю очередь), так и противоречий (непонятно, как растения, сотворенные на 3-й «день», могли существовать без Солнца, сотворенного только на 4-й «день» [2]; гады земные появились заведомо раньше, чем птицы). С чем связаны эти противоречия - с неверным толкованием Библии, с некачественным ее переводом или же с недостаточностью современных научных данных, - сказать очень трудно. Несомненным остается одно. Природа, будучи призведением Творца, также является для нас откровением о Нем, дополняющим и развивающим Священное Писание. Ибо, - по словам Апостола Павла, - невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы (Рим. 1, 20).

Литература

Бузин И. Школьная программа и преподавание, ориентированное на православную традицию // Журнал Московской Патриархии. 1997. № 7.

Гиш Д., Азимов А. Спор о происхождении // Наука и религия. 1991. № 4.

Священник Тимофей. Православное мировззрение и современное естествознание. Уроки креационной науки в старших классах средней школы. «Паломник», 1998. 207 с.

Grabau A. W. Principles of stratigraphy. New York: «Seiler», 1932. 1185 p.

URL
Комментарии
2008-12-30 в 03:13 

Благодарю Вас за этот текст, хотел ознакомиться с мнением специалиста. Скачал и буду внимательно читать.

URL
     

Строматы

главная